Киммерийцы
С первым тысячелетием до н.э. связан не только переход к железному веку, не только появление кочевого образа жизни, но и возникновение первых письменных источников, в которых содержится ценная информация о народах, населявших Северное Причерноморье, Крым, Приазовье, юг Восточной Европы.
Эти письменные источники специалисты делят на группы:
— к первой группе письменных источников относятся памятники клинописной письменности народов Междуречья, прежде всего Ассирии. Изучение их началось в XIX в., и к настоящему времени существует множество публикаций, позволяющих использовать эти источники;
— ко второй группе письменных источников относятся памятники античной литературы. Именно древние греки первыми назвали доскифское население Северного Причерноморья киммерийцами.
Кроме письменных источников несколькими поколениями археологов накоплены и изучены многочисленные памятники материальной культуры племен, которые большинством специалистов относятся к киммерийским племенам.
Что же нам известно о киммерийцах и о проблемах изучения их истории?
Значительная часть историков относят киммерийцев к ираноязычным племенам. Обоснованием этой точки зрения служат имена киммерийских правителей Теушпа, Дугдамме, Сандакшатру. Эти имена называются исследователями глиняных табличек, обнаруженных в Передней Азии, прежде всего, при раскопках дворцов Ниневии – столицы древней Ассирии. Внимание ассирийцев к киммерийцам объясняется тем, что киммерийцы в конце VIII в. до н.э. успешно воевали с государством Урарту на Кавказе, а в первой половине VII в. до н.э. вторглись через Кавказ в Переднюю Азию и напали на Ассирию. В ассирийских клинописных источниках их называют гимирру.
Нам так же известно, что киммерийцы были первыми племенами Восточной Европы, которые начали обрабатывать железо и использовать его для изготовления оружия, прежде всего мечей.
Именно эти племена в IX-VII в. до н.э. переходят к кочевому образу жизни и специализируются на разведении коней. Находки элементов конской упряжи дают возможность археологам и историкам составить карту расселения этих племен.
Археологи установили, что на северо-запад от киммерийцев в IX-VII в. в. до н.э. жили земледельческие племена – племена чернолесской культуры.
Если действия киммерийцев в Передней Азии подтверждаются и ассирийскими и античными источниками, то взаимоотношения с соседними земледельческими племенами чернолесской культуры можно отследить с помощью археологических источников. Археологи утверждают, что в IX-VII в. до н.э. происходило образование городищ – поселений с системой укреплений. Причем, большие городища, такие как Чернолесское, имели несколько линий обороны. Возникновение укреплений свидетельствует, по мнению специалистов, об усилении натиска кочевников-степняков. Предполагают, что киммерийцы господствовали, по крайней мере, над частью племен чернолесской культуры.
Также можно утверждать, что в VII в. до н.э. произошла смена хозяев степей — здесь стали господствовать племена, которых греки называли скифами. Греки изложили легенду о судьбе киммерийцев, вынужденных под натиском скифов покинуть свои земли, и о последних царях киммерийцев, которые погибли в поединках, не желая покидать родные степи.
Кроме этих сведений, которые почти не подвергаются критике, существует множество вопросов, относящихся к истории киммерийцев, вокруг которых велись и ведутся дискуссии.
К таким вопросам относятся, прежде всего, вопросы о происхождении киммерийцев. Часть исследователей считают их автохтонными, т.е. коренными жителями Северного Причерноморья, Крыма, Приазовья. Другие исследователи считают, что предки киммерийцев переселились в Причерноморье с Нижней Волги.
Дискуссионным является так же вопрос о соотношении данного этноса с археологическими культурами региона.
Отсутствие собственной письменности, фрагментарные письменные свидетельства иных народов не позволяют нам судить о составе киммерийских племен, об их религии, о конкретных событиях и фактах их истории.