Киммерийцы

kimmerijcy

киммерийцы

С первым тысячелетием до н.э. связан не только переход к железному веку, не только появление кочевого образа жизни, но и возникновение первых письменных источников, в которых содержится ценная информация о народах, населявших Северное Причерноморье, Крым, Приазовье, юг Восточной Европы.

Эти письменные источники специалисты делят на группы:
— к первой группе письменных источников относятся памятники клинописной письменности народов Междуречья, прежде всего Ассирии. Изучение их началось в XIX в., и к настоящему времени существует множество публикаций, позволяющих использовать эти источники;
— ко второй группе письменных источников относятся памятники античной литературы. Именно древние греки первыми назвали доскифское население Северного Причерноморья киммерийцами.

киммерийские стеллы

Киммерийские стеллы. Рисунок из книги Археологія України. Курс лекцій за редакцією Л. Л. Залізняка

Кроме письменных источников несколькими поколениями археологов накоплены и изучены многочисленные памятники материальной культуры племен, которые большинством специалистов относятся к киммерийским племенам.

Что же нам известно о киммерийцах и о проблемах изучения их истории?

Значительная часть историков относят киммерийцев к ираноязычным племенам. Обоснованием этой точки зрения служат имена киммерийских правителей Теушпа, Дугдамме, Сандакшатру. Эти имена называются исследователями глиняных табличек, обнаруженных в Передней Азии, прежде всего, при раскопках дворцов Ниневии – столицы древней Ассирии. Внимание ассирийцев к киммерийцам объясняется тем, что киммерийцы в конце VIII в. до н.э. успешно воевали с государством Урарту на Кавказе, а в первой половине VII в. до н.э. вторглись через Кавказ в Переднюю Азию и напали на Ассирию. В ассирийских клинописных источниках их называют гимирру.

Меч. наконечники стрел. Рисунок из книги Археологія України. Курс лекцій за редакцією Л. Л. Залізняка

Нам так же известно, что киммерийцы были первыми племенами Восточной Европы, которые начали обрабатывать железо и использовать его для изготовления оружия, прежде всего мечей.

Именно эти племена в IX-VII в. до н.э. переходят к кочевому образу жизни и специализируются на разведении коней. Находки элементов конской упряжи дают возможность археологам и историкам составить карту расселения этих племен.

Археологи установили, что на северо-запад от киммерийцев в IX-VII в. в. до н.э. жили земледельческие племена – племена чернолесской культуры.
Если действия киммерийцев в Передней Азии подтверждаются и ассирийскими и античными источниками, то взаимоотношения с соседними земледельческими племенами чернолесской культуры можно отследить с помощью археологических источников. Археологи утверждают, что в IX-VII в. до н.э. происходило образование городищ – поселений с системой укреплений. Причем, большие городища, такие как Чернолесское, имели несколько линий обороны. Возникновение укреплений свидетельствует, по мнению специалистов, об усилении натиска кочевников-степняков. Предполагают, что киммерийцы господствовали, по крайней мере, над частью племен чернолесской культуры.

Также можно утверждать, что в VII в. до н.э. произошла смена хозяев степей — здесь стали господствовать племена, которых греки называли скифами. Греки изложили легенду о судьбе киммерийцев, вынужденных под натиском скифов покинуть свои земли, и о последних царях киммерийцев, которые погибли в поединках, не желая покидать родные степи.

Кроме этих сведений, которые почти не подвергаются критике, существует множество вопросов, относящихся к истории киммерийцев, вокруг которых велись и ведутся дискуссии.

К таким вопросам относятся, прежде всего, вопросы о происхождении киммерийцев. Часть исследователей считают их автохтонными, т.е. коренными жителями Северного Причерноморья, Крыма, Приазовья. Другие исследователи считают, что предки киммерийцев переселились в Причерноморье с Нижней Волги.

Дискуссионным является так же вопрос о соотношении данного этноса с археологическими культурами региона.

Отсутствие собственной письменности, фрагментарные письменные свидетельства иных народов не позволяют нам судить о составе киммерийских племен, об их религии, о конкретных событиях и фактах их истории.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

© 2017 Изучаем историю вместе