Использование карточек при изучении истории

Одна из наиболее болезненных проблем в изучении истории - проблема запоминания дат, имен, терминов; проблема использования полученной информации при анализе исторических документов, исторических процессов, явлений; составление хронологии событий.

Существует множество способов решения подобных проблем. Наиболее эффективными будут сочетание работы с использованием записей на бумаге и работы с компьютером.

Рассмотрим работу с традиционными записями на бумаге.
Как правило, большинство из нас делают конспект изучаемого материала в тетрадях. На мой взгляд, это наименее эффективный способ работы. Он отбирает много времени, а написанный нами конспект мы, в лучшем случае, почитаем во время повторения.

Более результативным способом является работа с карточками. Как их изготовить, где хранить, как использовать?

Начнем с хранения. Нам предстоит изучить множество тем – материал с 7 по 11 класс. Готовим пять папок и вкладываем в каждую из них по 7-8 файлов. Файлы можно подписать маркером сразу, обозначив номер и название темы в соответствии с программой, а можно подписывать файлы по мере изучения тем. Нам понадобятся резервные файлы – в них можно поместить печатные тексты; тонкие тетради, где мы будем делать записи, работая над тестами; памятки и другие материалы. Заранее подготовив папки с файлами, мы не будем испытывать затруднений с хранением и использованием карточек, каждая из подготовленных карточек будет находиться в нужном месте.

Для чего нам нужны карточки, что они собой представляют, как их заполнять?

Начнем с подготовки карточек. Проведем ревизию старых тетрадей и возьмем оттуда все чистые листы – и двойные, и одинарные, и половинки листа – главное, чтобы с обеих сторон не было записей. Отсортируем листы по размерам: двойные — к двойным, одинарные — к одинарным, половинки — к половинкам. Часть листов разрежем на четвертинки. И так собралась приличная стопочка листиков. Можно использовать и готовые листочки для записей, их в продаже имеется большое разнообразие, как по цвету, так и по размеру.

Подготовка закончена, пора приступать к работе.

Записи делаем таким образом:
С одной стороны карточки записываем задание или вопрос (название события, термин, имя человека, название документа, организации, и так далее). Здесь же другим цветом указываем источник информации: параграф, страницу, тему.

С обратной стороны карточки записываем краткий ответ на этот вопрос: указываем даты события, определение термина, краткую информацию о личности, перечисляем характерные черты явления, этапы исторического процесса, основные положения документа.

По возможности, записи делаем в форме таблицы или схемы. Постарайтесь вместить всю информацию на одной стороне карточки, подобрав карточку необходимого размера. Если возникнет необходимость, доклейте лист. Ваш взгляд при чтении должен охватывать всю информацию целиком.

Делая записи, необходимо четко проговаривать и поставленный вопрос, и ответ на него. Это важно, ведь наша задача – показать наилучший результат во время проведения тестирования. Мы должны задействовать все виды памяти, заострить наше внимание на важной информации.

Очень важным являемся психологический настрой на работу. Поставьте перед собой определенную задачу – например: «Запомни эту дату! В нужный момент извлеки ее из памяти!»

Чтобы наши карточки не потерялись, скрепляем их скрепкой и помещаем в нужный файл.

Подобным образом мы готовим карточки по всем вопросам отрабатываемой темы:
— хронология событий,
— информация о личности,
— определение терминов,
— перечни признаков явлений,
— схемы,
— таблицы,
— отработка исторических документов

Выполняя работу по накоплению информации, важно помнить о следующем:
— не экономьте бумагу – экономьте свое время,
— делайте записи разборчиво, крупным почерком, чтобы они легко читались,
— используйте выделение маркером, цветом ручек, размером и формой шрифта,
— используя скрепки, вовремя отсортируйте карточки.
При необходимости мы всегда сможем сделать дополнения к записям и разместить их в файле изучаемой темы.

Готовые записи используем для таких целей:
— самопроверки
— повторения
— отработки соотношений
— отработки хронологической последовательности и так далее.

Обсуждение: Один комментарий

  1. Kate:

    Огромное спасибо за информацию!!

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

© 2017 Изучаем историю вместе